Значение рентгенологического исследования при поражениях позвоночника не нуждается в разъяснениях. По существу при современном состоянии медицинской науки диагностика заболеваний позвоночного столба без рентгенологического исследования практически вообще невозможна. Мало того, результаты рентгенологического исследования позвоночника очень часто являются ключом к выявлению многих общих заболеваний, таких, как опухоли, ретикулезы, гормональные нарушения и т. д. В общем объеме работы рентгеновских кабинетов рентгенография позвоночника составляет едва ли не одну треть всех производимых исследований скелета. Применение уточняющих методик, таких, как томография, функциональное исследование и т. д., значительно улучшило диагностические возможности метода.
Нельзя сказать, что в периодической литературе и общих руководствах по рентгенологии заболеваниям позвоночника не уделяется внимание, однако это не восполняет тот пробел, который наблюдается в практической работе. Обычно рентгенолог и лечащий врач в поисках решения многих диагностических вопросов, возникающих при интерпретации клинико-рентгено-логической информации, вынуждены затратить много усилий при рентгенологическом исследовании позвоночника на первых этапах. Она строится от частного обнаружения к общему, а не от нозологической формы к частному. В литературе же создались обратные соотношения.
Вот почему, как показывает наш многолетний опыт, до сих пор трактовка рентгенограмм позвоночника в большинстве практических (да и не только практических!) медицинских учреждений далека от совершенства, и отсутствие специального руководства ощущается весьма остро.
При составлении плана данной монографии возник целый ряд вопросов, в основном касавшихся построения конкретных разделов книги. Очень заманчивым казалось взять за основу только данные рентгеноскиалогии и рентгеносемиотики. При подобном подходе необходимо было бы полностью отказаться от привычного изложения отдельных нозологических форм и объединить материал по таким, например, признакам, как уплощение позвонков, поротические и склеротические изменения, остеофитные деформации и т. д. Однако при попытке построить работу по такому принципу оказалось невозможным разграничить некоторые патологические состояния позвоночника, проявляющиеся множеством рентгенологических симптомов. Например, такое распространенное заболевание, как межпозвоночный остеохондроз, дает одновременно и снижение высоты межпозвоночных дисков, и развитие краевых остеофитов, а нередко и смещения позвонков. Равным образом туберкулезный спондилит обусловливает деформации тел позвонков, остеолитические изменения, паравертебральные уплотнения и т. д.
В итоге от намеченного, весьма заманчивого на первый взгляд семиотического плана пришлось частично отказаться, остановившись на более привычном изложении материала по группам заболеваний. Однако везде, где это оказалось возможным, изложение ведется с учетом скиалогической картины. В частности, при описании распространенных и системных поражений материал расположен по группам поротических, склеротических изменений и т. д.
При рассмотрении травматических повреждений позвоночного столба, вариантов и аномалий позвоночника мы стремились приблизить изложение к практическим задачам, возникающим при рентгенологическом исследовании. В связи с этим при описании переломов позвоночника мы, идя на неизбежные повторения, рассматриваем в отдельности травму шейного, грудного и поясничного отделов. Такой же план в известной степени принят и при изложении вариантов строения позвоночника.
Как показывает опыт, некоторые разделы, такие, как смещение позвонков, варианты и аномалии суставных отростков, изменения позвоночника при некоторых системных поражениях и т. д., непропорционально скудно отражены в отечественной рентгенологической литературе. Чтобы восполнить этот пробел, мы сочли возможным расширить изложение в соответствующих главах.